Ремонт ABS пластика

Среди большого количества различных полимеров трудно назвать более распространенный материал, чем ABS пластик. Благодаря своим уникальным характеристикам, среди которых высокая прочность, долговечность и термопластичность, его используют во многих отраслях производства.

Иногда в процессе эксплуатации на изделиях из ABS пластика возникают различные видимые дефекты:

  • царапины;
  • трещины;
  • сколы;
  • вмятины.

В связи с этим у пользователей возникает масса вопросов по ремонту ABS пластика.

Технологии восстановления

 Сегодня существует множествометодов полностью восстановить изделие из этого полимера и вернуть ему первозданный вид. Некоторыми способами можно воспользоваться в домашних условиях, другие же применимы только на производстве при наличии специального оборудования.

В зависимости от характера повреждений можно прибегнуть к определенному способу ремонта. Мелкие «косметические» дефекты (различные царапины, нарушающие верхний слой покрытия) устраняют в домашних условиях очень просто – поверхность обрабатывается вручную при помощи абразивов различной степени зернистости (наждак, полировальные пасты) или с использованием шлифовальной машинки с нужным набором насадок. Затем изделие красят или оставляют в таком виде (в случае восстановления поверхности ABS пластика естественного цвета).

Например, небольшая деталь, изготовленная с помощью 3D принтера, при появлении царапин легко зашкуривается или обрабатывается растворителем для сглаживания (химического оплавления) поверхности.

Для устранения более существенных дефектов есть три основных способа: 

  • нагрев;
  • сварка;
  • склеивание.

Каждый из них имеет свои особенности технологического процесса и подходит для разных степеней повреждения ABS пластика.

Восстановление при помощи нагрева

 Таким способом устраняют различные вмятины на деталях из пластика. Главное требование – изделие должно быть тонкостенным и обладать не сложной геометрической конфигурацией. Благодаря тому, что температура пластификации ABS полимера достаточно невысокая, такой вид ремонта можно выполнить своими силами в домашней обстановке.

Суть метода очень простая – при помощи специального строительного фена место деформации постепенно разогревается, а затем, после приложения усилий, вмятина устраняется. Важным моментом является точное соблюдение температурного режима. Нельзя допускать перегрева ABS пластика и достижения температуры плавления. В противном случае возникнет процесс необратимой деформации, и восстановить прежнюю поверхность не удастся. По этой же причине нельзя многократно нагревать один и тот же участок.

Ремонт при помощи сварки

 Довольно популярный способ, который применяется в случае глубоких трещин или разломов ABS пластика.

Различают два основных вида сварки:

  • создание неразъемных соединений без дополнительного материала;
  • соединение фрагментов с использованием пластика-донора.

В первом случае технология очень простая – достаточно нагреть подготовленные поверхности до температуры плавления и плотно прижать их друг к дружке. Возникший деформированный шов можно обработать до однородного состояния вручную.

Второй вид сварки ABS пластика потребует большего внимания и аккуратности. Его используют для заваривания глубоких трещин или в случае, когда соединительные поверхности неплотно стыкуются между собой.

Суть процесса очень простая – пространство между поверхностями заполняется расплавленным ABS пластиком того же состава, что и соединяемые детали. Затем, когда изделие полностью остынет, шов проходит дополнительную механическую обработку. Главное условие – это поддержание постоянной температуры. При помощи стандартного бытового паяльника или недорогого строительного фена это невозможно – существует вероятность перегрева пластика и его термического разрушения. Хотя внешне и будет казаться, что процесс прошел успешно – такое соединение становится очень хрупким.

Обычно для сварки берется профессиональный прибор с возможностью выставления заданной температуры и насадка с двойным соплом и узким наконечником. В одном отверстии закрепляется фен, а в другое вставляется специальный пластиковый пруток. Для заваривания небольших трещин и сколов можно воспользоваться ABS нитью для 3D принтеров.

Метод сварки считают наиболее эффективным вариантом ремонта ABS пластика, при котором прочность соединения достигает не менее 90% от прочности основного материала.

Ремонт при помощи клея

 Этот метод благодаря своей простоте и доступноститакже получил широкое распространение. Здесь так же, как и при сварке существуют два способа:

  • использование клея в качестве соединительной прослойки;
  • применение сольвента.

В первом случае все предельно просто – на обе склеиваемые поверхности наносится специальное вещество, после чего фрагменты соединяют. Как правило, клеем являются высокомолекулярные двухкомпонентные составы, которые и образуют монолитную прослойку между кусками ABS пластика.

Второй вариант – это использование специального растворителя, или так называемый химический способ склеивания. Для этого вещество наносится на поверхности и начинает постепенно вступать в реакцию с полимером. Выдержав около 10-30 секунд (в зависимости от типа сольвента), детали плотно соединяют между собой. В этом случае между фрагментами не образуется прослойки из другого вещества, а соединение получается монолитным и более крепким. Для усиления эффекта в растворитель можно добавить куски пластика и сделать состав, напоминающий мастику. Этот вариант применяют для заделки мест сколов и выбоин по принципу шпатлевки или для склеивания поверхностей большой площади.

Вывод

 Вне зависимости от выбранного способа восстановления ABS пластика необходимо придерживаться элементарных норм безопасности – носить защитную экипировку. В случае соблюдения всех технологических требований, процесс ремонта не займет много времени и усилий, а отреставрированная деталь будет выполнять свои функциине хуже новой.

    Новости